Запорная арматура — это важная часть инженерных систем. В быту такие устройства используют в системах водоснабжения, кондиционирования, газоснабжения и отопления. Они служат для перекрытия и регулировки потока транспортируемой рабочей среды (воды, пара или газа) и изменения её технологических свойств (давления, температуры, объёма).
К выбору и установке запорных устройств нужно подойти с большой ответственностью. С этим вам помогут в магазинах Лемана ПРО. Наши специалисты подскажут, что относится к запорной арматуре, и какие виды кранов, клапанов, затворов и задвижек выбрать, чтобы обеспечить безопасность инженерных систем.
Устройство запорной арматуры
Конструкция запорной арматуры призвана обеспечить высокую степень безопасности при перекрытии потоков воды или газа в трубопроводах.
Чтобы понять, что такое запорная арматура трубопроводов, достаточно узнать их строение. Все запорные устройства состоят из закрытого корпуса с двумя и более концами, посредством которых арматура крепится к остальным частям трубопровода и заключённого в корпусе запорного узла. Последний состоит из седла (1) и запорного элемента (2) и служит для герметичного разделения трубопроводной системы на части.
В зависимости от особенностей запорного узла и сферы применения выделяют разные виды запорной арматуры.
Разновидности
1. Краны являются универсальной запорной арматурой и могут устанавливаться на трубопроводах с водой или газом, в системах кондиционирования. Они характеризуются компактными размерами и небольшим сопротивлением, но одновременно обладают высоким качеством, поэтому допустима их эксплуатация там, где трубопровод имеет большой диаметр. Посадочный размер крана (условный диаметр прохода) подбирается, исходя из диаметра трубы, на которую он будет монтироваться.
По форме запирающего рабочего элемента краны делятся на шаровые, конусные и цилиндровые.
Основные детали запорных кранов изготавливают из чугуна, латуни или стали.
К трубопроводу краны присоединяются с помощью муфты, фланца или сварки.
Шаровые краны — самый распространённый вид запорной арматуры для трубопроводов. Устройство шарового крана предельно простое: затвор выполнен в форме подвижного шара, в середине которого находится отверстие для прохождения рабочей среды.
Диаметр отверстия соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Кран полностью перекрывается при повороте шара внутри крана на 90°. Такая конструкция обеспечивает меньший износ механизма и всего трубопровода в сравнении с другой запорной арматурой. В конструкции используются резиновые прокладки, благодаря которым достигается максимальная герметичность.
2. Клапаны — востребованная у покупателей запорная арматура, используемая в трубопроводах с воздухом, паром, водой или газом. Клапан состоит из корпуса, шпинделя, бугельного узла и золотника. Запорный элемент клапана перемещается параллельно оси потока рабочей среды.
Клапаны применяют для систем с ручным регулированием расхода. Запорные модели обычно используются на трубопроводах относительно небольших диаметров. Их широко применяют в условиях высоких температур и давлений, вакуума, коррозионных и агрессивных сред.
Но в сравнении с шаровым краном в нём происходят большие потери напора, а поток движется только в одном направлении, что приводит к обрыву золотника.
Таким образом, запорные клапаны характеризуются более сложной конструкцией, чем шаровые краны, и меньшей надёжностью в эксплуатации.
Вентиль — одна из самых распространённых разновидностей клапана. Герметичность в них обеспечивается за счёт колец, которые могут быть выполнены из кожи, резины или высокомолекулярных полимеров.
Управление вентильными клапанами осуществляется вручную или с помощью электропривода. (В то время как клапаны с гладким штоком обычно управляются с использованием гидро-, пневмо- или электромагнитного привода, а также механического привода от других устройств.)
Основное преимущество клапанов перед шаровыми кранами заключается в том, что их можно обслуживать, не снимая с участка трубы. Шаровые краны при поломке приходится менять полностью.
Для соединения клапана с трубой часто применяется резьбовая муфта.
3. Затворы применяют в системах кондиционирования и вентиляции, там, где нет большого давления, а требования к герметичности не очень высокие. Могут использоваться на трубопроводах большого диаметра. Затворы не применяют для водопроводов, так как они не могут выдержать давление и обеспечить достаточную герметичность для жидкостных сред.
Конструкция затворов довольно простая: запорный элемент имеет вид диска, который вращается вокруг своей оси. Ось диска расположена перпендикулярно либо под определённым углом к направлению потока транспортируемого по трубопроводу вещества.
В зависимости от количества дисков затворы бывают одинарными и многостворчатыми. Материалом корпуса обычно выступает чугун, а поворотный диск выполнен из стали.
К преимуществам затворов можно отнести простую конструкцию и управление, относительно невысокую стоимость и небольшой вес. Затворы могут быть оборудованы гидроприводом, пневмоприводом или электроприводом.
Соединение затворов с трубопроводом происходит посредством фланцев или сварки.
4. Задвижка используется в трубах разного диаметра (50-2000 мм), по которым жидкость движется с высокой скоростью. Поток транспортируемой среды перпендикулярен ходу затвора. Запорный элемент движется вдоль уплотняющих колец седла корпуса.
Большая часть элементов задвижки изготовлена из чугуна или углеродистой стали.
В зависимости от диаметра уплотнительных колец бывают суженные и проходные задвижки. Суженные обладают большим гидравлическим сопротивлением и используются в трубопроводах с определённым потоком воды, если надо снизить нагрузку на трубу.
В соответствии с расположением уплотнительных колец задвижки делят на параллельные и клиновые. Клиновые используются чаще, так как обеспечивают высокую герметичность и устойчивость к перепадам давления.
Благодаря этому часто применяются в промышленных трубопроводах с горючим газом. По этой же причине в ответ на вопрос, что такое запорная арматура систем отопления, в магазинах Лемана ПРО ваше внимание обратят на клиновые задвижки.
К трубе задвижки присоединяются при помощи фланцев.
Классификация
Запорная арматура классифицируется в соответствии с межгосударственным стандартом терминов и определений трубопроводной арматуры ГОСТ 24856-2014.
Согласно вышеупомянутому стандарту, запорную арматуру можно классифицировать по следующим типам:
По сфере использования запорная арматура делится на промышленную, специальную, сантехническую и используемую на речном и морском флоте.
По конструктивным характеристикам выделяют задвижки, затворы, краны и клапаны.
По способу присоединения к трубопроводу бывает сварная и резьбовая арматуры.
По способу герметизации — сальниковая, мембранная, шланговая и сильфонная (с оболочкой из нержавеющей стали).
По способу управления — дистанционная, автоматическая или механическая (вручную).
Основные параметры, на которые мы рекомендуем обратить внимание при покупке запорной арматуры:
- Внутренний диаметр трубопровода, к которому будет подсоединена запорная арматура.
- Эксплуатационное давление арматуры.
- Номинальное давление среды.
- Избыточное давление, зафиксированное в нормативно-технической документации.
Вся запорная арматура имеет общепромышленную маркировку. Расшифровка маркировки следующая:
XXaaYYbb, где
XX — цифры, обозначающие тип арматуры. Например, 10 — пробно-спускной кран.
YY — цифры, обозначающие номенклатурную общепромышленную серию.
aa — буквы, обозначающие материал корпусных деталей. Например, ЛС — легированная сталь.
bb — буквы, обозначающие материал уплотнительных поверхностей затвора. Например, БР — латунь, бронза.
Цвет запорной арматуры также способен рассказать о том, какие материалы использованы при её производстве. Это подробно прописано в ГОСТ 24856-2014. Например, голубой цвет говорит об устойчивости материала к коррозии, и такие элементы можно использовать для агрессивной рабочей среды.
Способы соединения
Существует несколько вариантов соединения запорной арматуры с трубопроводом:
1. Фланцевый способ. Запорная арматура соединяется с помощью герметичных фланцев. Такое крепление обеспечивает устойчивость к перепадам давления в трубопроводе. Плотность затяжки может со временем снижаться и, соответственно, герметичность тоже. Также к минусам относятся большие размеры такого типа соединения.
2. Муфтовые соединения. Запорная арматура и трубопровод имеют резьбу, с помощью которой крепятся элементы. Такой тип используется для труб диаметром не более 80 мм, транспортирующих негорючие жидкости.
3. Штуцерное соединение. На одном конце соединяемых элементов находится накидная гайка, на другом — наружная резьба. Герметичность обеспечивает прокладка. Используется для монтажа запорной арматуры к трубам малого диаметра.
4. Сварка. Идеальна для достижения большей надёжности соединения, в тех инженерных системах, по которым проходят вещества, опасные для здоровья. Сварное соединение обеспечивает стопроцентную герметичность, при которой не будет даже самых малейших утечек. Главное, чтобы сварочный шов не был слабее стенки трубы.
Нюансы монтажа запорной арматуры
Для того, чтобы запорная арматура имела долгий срок эксплуатации и выполняла возложенную на неё миссию, важно помнить о некоторых нюансах.
Монтаж запорной арматуры состоит из трёх этапов: подготовки, планирования и крепежа.
На первом этапе необходимо:
Очистить трубопровод от инородных предметов и грязи вручную или с помощью автоматизированного оборудования.
Проверить целостность и отсутствие дефектов на всех элементах конструкции.
Подготовить запорную арматуру к монтажу (снять упаковку, изучить маркировку, осмотреть, нет ли дефектов, при необходимости очистить корпус).
На втором этапе нужно определить место крепления запорной арматуры. Устанавливаем обратный клапан, который обеспечит стабильность направления потока и предупредит возможные гидравлические удары.
Следует учитывать, что запорные устройства устанавливают только на ровную площадку во избежание разгерметизации устройства. Повороты и изгибы недопустимы. В месте установки запорной арматуры не должно быть трещин, деформаций труб и других дефектов.
Крепёж производится двумя способами: фиксацией на резьбе и сваркой. В первом случае важно не переусердствовать: чрезмерное усилие может повредить корпус и другие элементы арматуры. При сварке устройство обязательно переводят в открытое положение.
Направление стрелок на арматуре должно соответствовать направлению движения рабочей среды.
На что обратить внимание при покупке запорной арматуры
Корректная работа запорной арматуры является необходимым условием бесперебойной работы инженерных систем в жилых домах. Эти устройства обеспечивают точную подачу тепла и воды, а также позволяют перекрыть трубопровод в случае ремонта или аварийной ситуации.
От качества запорной арматуры и аккуратности её монтажа зависит безопасность вашего жилища.
При покупке запорных устройств обращайте внимание на целостность их конструкции, отсутствие деформаций, сколов антикоррозийного покрытия и прочих дефектов.
В соответствии с российским законодательством вся запорная арматура подлежит обязательной сертификации для подтверждения требований безопасности и должна иметь маркировку:
- товарный знак изготовителя;
- наименование и адрес изготовителя;
- тип арматуры;
- посадочный размер, мм;
- условное давление, МПа;
- направление потока среды;
- материал корпуса и уплотнительных деталей.
Если после прочтения данного материала у вас остались вопросы, для чего предназначена запорная арматура и как не ошибиться с её выбором, обратитесь к консультантам гипермаркетов Лемана ПРО.